Часик в радость, говорят нам часовых дел мастера. Вечер в хату, вторят им ночные сторожа.
Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели этим незатейливым эссе, я начинаю свой блог на сайте partygorsk.com.
Тема нашего сегодняшнего разговора: "К нам приехал, к нам приехал, Томас Тейлор Хаммонд дорогой".
Правда приехал и уехал он давно - ориентировочно в мае 1964 года. Нам он оставил небольшую кучку криво отсканированных негативов с фотографиями Пятигорска.
Мистер Хаммонд любил путешествовать и фотографировать, поэтому он также отснял кучу плёнок с видами других городов. Но о них пусть говорят жители тех городов. Нам они неинтересны, в отличие от персоны самого Томаса.
Википедия довольно скупа в отношении этого человека. Стандартный набор воина "холодной войны". Родился, учился, воевал, женился, путешествовал в СССР, ненавидел комми, преподавал, писал, и в итоге - помер в 1993 году, от последствий инсульта.
Давайте взглянем на этого человека с другой стороны. Лично я считаю, что Томас Хаммонд был "полевым" агентом ЦРУ. Серьёзно.
В отличие от легальных разведчиков, работавших под дипломатическими паспортами в посольстве США, ему не была нужна "легенда", или длительное внедрение. Профессор, антисоветчик, специалист по СССР - кто заподозрит такого человека в работе на разведку? Он слишком заметен, чтобы быть шпионом. Катается по СССР, фотографирует. Если бы уважаемый В.С.Высоцкий знал о существовании Томаса Хаммонда, то одна из его песен звучала бы так:
Томас Хаммонд в одиночку,
Преимущественно ночью,
Щёлкал носом — в нём был спрятан инфракрасный объектив;
А потом в нормальном свете
Представало в чёрном цвете
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.
Тут я немного отвлёкся, и, как резонно бы заметили наши друзья из организации "ха-Мосад ле-модиин у-ль-тафкидим меюхадим", в просторечии именуемой Моссад, - "мистер Сопрано, хватит уже крошить людям на голову тэйглы. Давайте конкретику".
Что забыл кадровый разведчик в курортной деревне, какой был наш славный город в мае 1964 года? Какой интерес тут мог быть у ЦРУ? Задал я себе эти вопросы. И сразу нашёл несколько ответов.
Во-первых, курортная деревня, подразумевает слабо контролируемое и зачастую нерегистрируемое перемещение и общение большого количества людей из всех частей СССР.
Во-вторых - в 1963 году, в городе-курорте Пятигорске, начал свою работу почтовый ящик завязанный на атомную промышленность, известный как завод "Импульс".
В третьих, в 1958 году, Лермонтовский урановый рудник №1 достиг проектной производительности и стал заметной частью советского атомного проекта. Рядом с ним разрабатывался рудник №2. Складываем первое-второе-третье, и на выходе имеем визит лейтенанта запаса ВМФ США, а по совместительству историка-советолога Томаса Тейлора Хаммонда. Профессора Виргинского университета, расположенного в городе Шарлотсвилл, штат Виргиния.
А знаете, какой город находится в двух часах езды к северу от этого Шарлотсвилля? Правильно, город Лэнгли. В котором с 1947 функционирует штаб-квартира ЦРУ.
Совпадение? Может да, а может и нет. Давайте вспомним 1964 год. Холодная война в разгаре. Все, начиная с октябрят, знают, что каждый иностранец из капиталистической страны - шпион. И если повнимательнее взглянуть на такого иностранца, то сразу видно, что у него:
А пуговки-то нету от левого кармана
А сшиты не по-русски короткие штаны,
А в глубине кармана — патроны от нагана
И карта укреплений советской стороны.
Так что очень сложно работать в глубинке простым американским шпионам. А профессорам - проще. Улыбаемся и
машем фотографируем. Ни с кем не встречаемся, из номера после отбоя не выходим. Просто фотографируем и общаемся.
Теперь пришло время взглянуть на фото Пятигорска, каким его увидел американский профессор. И тут мы удивимся.
Где фото орла, где фото места дуэли Лермонтова, где фото памятника Лермонтову? Где, в конце концов, Провал? А нету.
Не заинтересовали мистера Хаммонда наши незамысловатые достопримечательности. Хотя он несомненно был рядом со многими из них. Что же он фотографировал? Почему в объектив его Rolleiflex′а или Kodak′а попадали какие-то улицы или невнятные пейзажи. Почему некоторые места были сфотографированы по три раза, как будто они имели какое-то особенное значение для фотографа?
Вероятно потому, что фотографировал он (по заданию из Лэнгли) места, где можно было делать закладки для обмена информацией, или передачи каких-то предметов типа денег, микроплёнки или остальных шпионских предметов первой необходимости. Других объяснений я не вижу. Смотрим фото, и узнаём знакомые места, какими они были в теплые майские деньки далёкого 1964 года...
Подробнее: https://partygorsk.com/post/4935-k_nam_priehal__k_nam_priehal_tomas_teylor_hammond_dorogoy