С тех пор как ещё Пётр первый повелел "искать воды ключевые, коими возможно пользоваться от болезней" у нас в России и до наших дней регион Кавказских Минеральных Вод прошёл колоссальный путь зарождения и развития как бальнеологический курорт, так и культурно-исторический объект. Многие знаменитости тех лет оставляли свои восторженные отзывы о "кислосерных теплицах (ваннах), здоровье дающих" и "воде железистой, знакомой диким черкасам, хвори целящие".Многие учёные пытались изучать и описывать свойства вод, их происхождение, влияние местности и климата на состав. Всё это послужило хорошей "рекламой" для возрастания интереса к региону, увеличения посещений больными и отдыхающими этого места, и, соответственно, развитию инфраструктуры.

Едить заграницу, особенного для хворого, да на обозе - в пути можно было и богу душу отдать. Лёгочные и сердечные болезни в ту пору процветали как никогда. А здесь всё своё, близко и знакомо. К тому же, узнав о пользе и красоте региона, русские правители быстро признали его государственное значение и даже создали "дохтурские правила пользования целебной водой". Но уровень развития высотой не отличался. Композитор М. И. Глинка, приехавший на лечение в посёлок Пятигорск в 1823 году, описал его как место совершенно дикое, к лечению мало приспособленное, с единственным деревянным домом для ночлега приезжающих на источники и конвоем с пушками, чтобы черкесы по пути на купание не ограбили отдыхающих. Исследователь Ф. П. Гааз немногим ранее указывал, что на ту пору Железноводска как населённого пункта почти вообще не было, равно как и дорог к его источникам.

Особое место в развитии КМВ играет тот момент, когда в 1860х годах при отмене крепостного права и бурном развитии медицины и искусства, больные перестали посещать кавказскую окраину, предпочитая ездить на воды заграницу. В этом было повинно царское правительство, не заботившееся о курортах и не выделявшее средств. Полузаброшенное хилое строительство, плохие условия, отсутствие врачей и обветшавшие лечебные учреждения. "Фи" да и только!

В 1861 году в связи с реформами государственную дирекцию курорта упразднили и передали в аренду предпринимателю Н. А. Новосельскому, организатору Русского общества пароходства и торговли на Волге и Каспии. А тот, в свою очередь, предложил учёному, доктору медицины С. А. Смирнову на 10 лет возглавить управление КМВ.

Продолжение следует...
Вторая часть Пост разделен на два